Тематическое планирование уроков
Кубановедения 5-11 классы.
(учитель Волосатова З.В. МОУ СОШ №6
станицы Андрюки)
5 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
||
Раздел 1. Кубань в древний период.
Основные этапы освоения территории Кубани древнейшим человеком – 5 часов. |
|||||
1. |
Вводное занятие. Древнейшие люди на Кубани. |
|
|
||
2. |
Эпоха камня на территории края. |
|
|
||
3. |
Неолитические стоянки на Кубани. |
|
|
||
4. |
Эпоха бронзы на территории края. |
|
|
||
5. |
Неоседлые племена Кубани. |
|
|
||
Раздел 2. Основные этапы освоения и
развития территории Кубани в ранней железный век – 4 часа. |
|||||
6. |
Племена Кубани в эпоху раннего железа. |
|
|
||
7. |
Заселение Кубани в древности. |
|
|
||
8. |
Кочевые племена Кубанских степей. |
|
|
||
9. |
Скифы. Уклад жизни. |
|
|
||
Раздел 3. Кубань в античный период- 4
часа. |
|||||
10. |
Кубань в античных легендах и мифах. |
|
|
||
11. |
Греческие колонии на берегах Азовского и Черного морей. |
|
|
||
12. |
Жизнь греческого полиса. |
|
|
||
13. |
Меото
– сарматские племена в I
тыс. до н.э. |
|
|
||
Раздел 4. Боспорское царство- 4 часа. |
|||||
14. |
Расцвет и падение Боспорского царства. |
|
|
||
15. |
Культура Боспорского государства. |
|
|
||
16. |
Взаимовлияние эллинской культуры и традиций местного населения. |
|
|
||
17. |
Итоговое повторение |
|
|
||
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство- 4
часа. |
|||
18. |
Первые
памятники искусства (архитектуры) на Кубани (V – II вв. до н.э.). |
|
|
19. |
Дольменная археологическая культура. |
|
|
20. |
Памятники искусства племен, населявших Кубань в эпоху раннего железа. |
|
|
21. |
Скифский «звериный стиль» (выполнение эскизов). |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани
-4 часа. |
|||
22. |
История заселения Кубани и ее отражение в народном творчестве. |
|
|
23. |
Гимн Кубанских казаков «Ты, Кубань, ты наша Родина». |
|
|
24. |
Мир Кубанской народной музыки. |
|
|
25. |
Музыкальный фольклор Адыгеи. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
26. |
Литературный язык и
говоры, их основные различия. |
|
|
27. |
История возникновения кубанских говоров. |
|
|
28. |
Украинизмы и заимствования из северокавказских языков. |
|
|
29. |
Лексика кубанских говоров |
|
|
30. |
Лексика Кубанского жилища (экскурсия в музей). |
|
|
31. |
История местных географических названий. |
|
|
32. |
Диалектизмы в песенном фольклоре и художественных произведениях Кубани. |
|
|
33. |
Диалектные слова в Кубанском песенном фольклоре (в песнях, частушках, припевках, щедровках, колядках). |
|
|
34. |
Итоговое повторение. |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
Русский язык (кубанские говоры) (9
часов).
6 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
|
Раздел 1. История Кубани в
средневековый период - 5 часов. |
||||
1. |
Вводное занятие. История Кубани в IV – VI вв. |
|
|
|
2. |
Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ. |
|
|
|
3. |
Взаимовлияние традиционной Боспорской и кочевых культур. |
|
|
|
4. |
Хазарский каганат. |
|
|
|
5. |
Поход Святослава на Кубань. |
|
|
|
Раздел 2. Тмутараканское княжество-5
часов |
||||
6. |
Тмутараканское княжество – самый удаленный юго-восточный форпост Киевской Руси. |
|
|
|
7. |
Занятия жителей Тмутараканского княжества. |
|
|
|
8. |
Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого. |
|
|
|
9. |
Материальная и духовная культура. |
|
|
|
10. |
Киевская Русь и Тмутараканское княжество. |
|
|
|
Раздел 3. Кубань в XIII – XVII
вв. – 7 часов. |
||||
11. |
Нашествие монголов на Кубань. |
|
|
|
12. |
Проникновение
итальянского (генуэзского) купечества в Причерноморье в конце XIII в. |
|
|
|
13. |
Итоги
двухвекового владычества генуэзцев Севера – Западном Кавказе конец XIII конец
XV вв. |
|
|
|
14. |
Северо-Восточное Причерноморье под властью Османской империи (конец XV – XII вв.). |
|
|
|
15. |
Адыги.
Русско-Адыгские связи XVI – XVII
вв. |
|
|
|
16. |
Правобережная Кубань в составе Крымского ханства. |
|
|
|
17. |
Итоговое повторение. История Кубани в эпоху средневековья. |
|
|
|
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство 4
часа. |
|||
18. |
Искусство
Северного Причерноморья в античные период. Шедевры Греческого искусства,
найденные на территории Кубани. |
|
|
19. |
Знаменитые курганы Причерноморья. |
|
|
20. |
Искусство Северного Причерноморья в эпоху средних веков. Распространение христианства и художественная ценность археологических находок на Таманском полуострове. |
|
|
21. |
Памятники архитектуры черноморского побережья от Сочи до Джубги. |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани
4 часа. |
|||
22. |
Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани. |
|
|
23. |
Жанровое богатство Кубанского фольклора. |
|
|
24. |
Обряды. |
|
|
25. |
Изучение народной культуры на Кубани. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел: Растительный и животный мир Кубани. |
|||
26. |
Разнообразие представителей царства растение, грибов и животных. |
|
|
27. |
Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани. |
|
|
28. |
Экологические взаимосвязи животных организмов. |
|
|
29. |
Биоиндикаторы загрязненности окружающей среды нашего района. |
|
|
30. |
Практическая работа «Организмы - индикаторы». |
|
|
31. |
Редкие и исчезающие виды растений. |
|
|
32. |
Редкие и исчезающие виды животных. |
|
|
33. |
Биологическое разнообразие растении и животных – основа устойчивого развития Кубани. |
|
|
34. |
Итоговое повторение |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
Биология Кубани (9 часов).
7 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
|
Раздел 1. Кубань на рубеже XVI – XVII вв. 5 часов. |
||||
1. |
История Кубани на рубеже средневекового и нового времени. |
|
|
|
2. |
Освоение
Кубани Русскими переселенцами в середине XVII века. |
|
|
|
3. |
Казаки
– некрасовцы на Кубани в начале XVIII века. |
|
|
|
4. |
Основные занятия и уклад жизни некрасовцев. |
|
|
|
5. |
Культура некрасовцев. |
|
|
|
Раздел 2. Кубань в XVIII - начале XIV вв. 3
часа. |
||||
6. |
Адыги и Ногайцы. |
|
|
|
7. |
Кубань
в русско – турецких войнах XVII
– XIV вв. |
|
|
|
8. |
Героические сражения в русско – турецких войнах на Кубани. |
|
|
|
Раздел 3. Присоединение Прикубанья к
России. 9 часов. |
||||
9. |
Пожалования казакам Кубанских земель. |
|
|
|
10. |
Переселение казаков – черноморцев и линейцев. |
|
|
|
11. |
Основание
Екатеринодара и 38 куреней (1-х станиц). |
|
|
|
12. |
Символика
Кубани. |
|
|
|
13. |
Современный герб, флаг, гимн Кубани. |
|
|
|
14. |
Черноморцы и линейцы. |
|
|
|
15. |
Быт
и культура адыгов и казаков. |
|
|
|
16. |
Культура казаков и хозяйственный уклад ногайцыв и адыгов. |
|
|
|
17. |
Развитие истории Кубани в новое время. Итоговое повторение |
|
|
|
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство 4
часа. |
|||
18. |
Художественная
культура Кубани конца XVIII – XX вв. |
|
|
19. |
Взаимодействие различных этносов. Костюмы кубанских казака и казачки. |
|
|
20. |
Екатеринодар – центр культуры Кубанского казачества. |
|
|
21. |
Развитие жилой архитектуры, знаменитые архитекторы Кубани. |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани
4 часа. |
|||
22. |
«Рояль Скрябина» |
|
|
23. |
Музыка Кубанских композиторов для детей и юношества. |
|
|
24. |
«Певец родного края». Творческий портрет Г.М. Плотниченко. |
|
|
25. |
«Певец родного края». Кубанский казачий хор. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
26. |
«Отличные люди, прославленный край». (В.М. Гончаров). |
|
|
27. |
К.А. Обойщиков, В.П. Неподоба, В.Д. Нестеренко – творчество. |
|
|
28. |
«Кочеты генерала Суворова». (В.А. Попов). |
|
|
29. |
«Моя гордость, моя правда, моя сила, моя русская хата». (И.Н. Бойко). |
|
|
30. |
«Памятник поставят исполину – мальчику с винтовкою в руках» (В.Б. Бакалдин). |
|
|
31. |
«Если хорошо человеку, то хорошо и коню» (Н.С. Краснов). |
|
|
32. |
«Верю: встанет Русь из пепла» (В.А. Архипов). |
|
|
33. |
Страницы детства (проза, рассказы). |
|
|
34. |
Итоговое повторение |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
Литература Кубани (9 часов).
8 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
|
Раздел 1. Кавказ в международной
политике. XVIII – первая
половина XIXвв. 6
часов. |
||||
1. |
Развитие истории Кубани в новое время. |
|
|
|
2. |
Культура
и быт казаков и адыгских племен. |
|
|
|
3. |
Кубанские
казаки в Отечественной войне |
|
|
|
4. |
Хозяйство
и быт населения Кубани в XIX в. |
|
|
|
5. |
Кавказ
в международной политике. Кавказская война 1817 - |
|
|
|
6. |
Крымская
война 1853 – |
|
|
|
Раздел 2. Культура Кубани в XIX в. 4 часа. |
||||
7. |
Декабристы на Кубани |
|
|
|
8. |
Просветительская
деятельность декабристов на Кубани. |
|
|
|
9. |
Культура
народов Кубани XIX в.
|
|
|
|
10. |
Культура казаков, адыгов и ногайцев. |
|
|
|
Раздел 3. Кубань в международной
политике во второй половине XIX в. 7 часов. |
||||
11. |
Кавказская война на Кубани |
|
|
|
12. |
Формирование полиэтничного населения. Толерантность. |
|
|
|
13. |
Кубань
60- |
|
|
|
14. |
Кубань
во второй половине – конце XIX в. |
|
|
|
15. |
Хозяйственный уклад жизни населения Кубани. |
|
|
|
16. |
Просветители
Кубани |
|
|
|
17. |
Итоговое
повторение. Кубань в XIX в. |
|
|
|
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство 4
часа. |
|||
18. |
Искусство
Кубани конца XIX – начала XX
в.в. |
|
|
19. |
Просветительская и собирательская деятельность Ф.А. Коваленко. |
|
|
20. |
Архитектура Кубани и Екатеринодара. |
|
|
21. |
Стиль
«модерн» в архитектуре Екатеринодара и других городов края конца XIX в. |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани
4 часа. |
|||
22. |
Песенное творчество композиторов Кубани. |
|
|
23. |
Музыкальный театр на Кубани. |
|
|
24. |
Хоровое творчество композиторов Кубани. |
|
|
25. |
Великая Отечественная война в музыке Кубанских композиторов. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
26. |
Введение. |
|
|
27. |
Изменение компонентов природных комплексов человеком. Рельеф, полезные ископаемые, изменение литосферы человеком в своей местности. |
|
|
28. |
Влияние хозяйственной деятельности человека на объекты гидросферы своей местности и ее охраны. |
|
|
29. |
Растения и животные своей местности и условия их распространения. |
|
|
30. |
Условия образования почв и виды земельных угодий. Комплексный практикум. |
|
|
31. |
Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности. Формирование природных комплексов и их изменения под воздействием деятельности человека. |
|
|
32. |
Численность, динамика, естественное движение, состав населения. Миграции. |
|
|
33. |
Практическое исследование: «причины и пути решения экологических проблем в своей местности» |
|
|
34. |
Заключение. Географический портрет своей местности. Практическое исследование: «Достопримечательности моего населенного пункта». |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
География Кубани (9 часов).
9 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
|
Раздел 1. Кубань в конце XIX – 30 годы XX
в. 9 часов. |
||||
1. |
История Кубани на рубеже веков. |
|
|
|
2. |
Экономика.
Сельское хозяйство. Железнодорожное и транспортное развитие Кубани. |
|
|
|
3. |
Революционные
события на Кубани. |
|
|
|
4. |
События
октября 1917 года. |
|
|
|
5. |
Гражданская война на Кубани. |
|
|
|
6. |
НЭП на Кубани. |
|
|
|
7. |
Индустриальное
развитие Кубани. Кубань в 30 годы XX века. |
|
|
|
8. |
Коллективизация и развитие сельского хозяйства. |
|
|
|
9. |
Культурное
строительство в 20-30 годы XX
в. |
|
|
|
Раздел 2. Кубань в годы ВОВ и
послевоенный период. 5 часа. |
||||
10. |
Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |
|
|
|
11. |
Битва
за Кавказ. |
|
|
|
12. |
Партизанское
движение. |
|
|
|
13. |
Восстановление и развитие народного хозяйства на Кубани в 1945-1953 гг. |
|
|
|
14. |
Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953-1964 гг. |
|
|
|
Раздел 3. Кубань в 60 годы XX в. –
начале XXI в. 3
часа. |
||||
15. |
Краснодарский край во второй половине 60-х - начале 80 гг. |
|
|
|
16. |
Кубань: на пути от тоталитарного общества к демократическому ы 90 годы XX – начало XXI вв. |
|
|
|
17. |
Перспективы
развития Краснодарского края. |
|
|
|
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа. |
|||
18. |
Художественная
культура Кубани на рубеже XIX – начале XX
вв. |
|
|
19. |
Ф.А. Коваленко в первые послереволюционные годы и судьбы художественного музея. |
|
|
20. |
Художественная культура Кубани после 2-ой Мировой войны. (50-ые – 90—ые годы XX века). Освобождение Кубани и возвращение культурных ценностей на Кубань. |
|
|
21. |
Новые темы и поиски
новых средств в выразительности в творчестве художественной интеллигенции. |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа. |
|||
22. |
Музыка Г.Ф. Пономаренко |
|
|
23. |
Деятельность Г.Ф. Пономаренко на Кубани. |
|
|
24. |
Фортепианная музыка Кубанских композиторов. |
|
|
25. |
Образы Кубани и Краснодара в песни. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
26. |
Формирование территории Краснодарского края. |
|
|
27. |
Административное устройство Краснодарского края. |
|
|
28. |
Ресурсы для развития. Разнообразие природных комплексов на территории края. |
|
|
29. |
Особенности и качества жизни населения. Трудовые ресурсы Краснодарского края. |
|
|
30. |
Природно-ресурсный и производственный потенциал Краснодарского края. |
|
|
31. |
Природно-хозяйственное районирование. Практическое исследование: Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей в своей местности. |
|
|
32. |
Географические особенности крупных природно-хозяйственных комплексов Краснодарского края. |
|
|
33. |
Экономические и культурные связи Краснодарского края. Место Краснодарского края в хозяйстве РФ. |
|
|
34. |
Заключение. Географический портрет Краснодарского края: анализ проблем и перспективы развития территории. |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
География Кубани (9 часов).
10 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
|
1. |
Введение. |
|
|
|
Раздел 1. Кубань в глубокой
древности-1 час. |
||||
2. |
Эпоха камня и бронзы на территории края. |
|
|
|
Раздел 2. Кубань в период появления
первых государств-6 часов. |
||||
3. |
Греческие города – колонии. |
|
|
|
4. |
Боспорское
царство. |
|
|
|
5. |
Меото
– сарматские племена. |
|
|
|
6. |
Тмутараканское княжество. |
|
|
|
7. |
Генуэзские колонии. |
|
|
|
8. |
Адыгские племена. |
|
|
|
Раздел 3. Кубань в XVII - XIX вв. – 9
часов. |
||||
9. |
Начало заселения Кубани русскими поселенцами. |
|
|
|
10. |
Кубань во внешней политике России. |
|
|
|
11. |
Присоединение правобережной Кубани к Российской империи. |
|
|
|
12. |
Заселение
и хозяйственное освоение края в конце XVIII – середине XIX вв. |
|
|
|
13. |
Декабристы на Кубани. |
|
|
|
14. |
Кубанская
область во второй половине XIX
в. Социальный состав населения. |
|
|
|
15. |
Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт. |
|
|
|
16. |
Культура и религия народов Кубани. |
|
|
|
17. |
Итоговое повторение. |
|
|
|
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа. |
|||
18. |
Кубань православная. |
|
|
19. |
Культовая архитектура Екатеринодара и края. |
|
|
20. |
Действующие храмы центра Кубани. |
|
|
21. |
Крупные духовные и образовательные
центры Черноморья – монастыри Северного Кавказа. |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа. |
|||
22. |
Кубань в симфонии. |
|
|
23. |
Духовная музыка Кубанских композиторов. |
|
|
24. |
Особенности музыкального языка духовных произведений. |
|
|
25. |
Отечественная поэзия в творчестве композиторов Кубани. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
26. |
«Дай нам руку в непогоду» (А.А. Блок). |
|
|
27. |
Цикл стихотворений Кубанских поэтов об А.С. Пушкине. |
|
|
28. |
Создатель «Истории Кубанского казачьего войска» (В.И. Лихоносов). |
|
|
29. |
Переломные годы. (А.Д. Знаменский). |
|
|
30. |
Летописец судеб человеческих (М.А. Шолохов). |
|
|
31. |
В.Б. Бакалдин. Поэма «Самый первый». |
|
|
32. |
Мы и наше время. (Н.А. Зиновьев). |
|
|
33. |
На стыке веков. |
|
|
34. |
«Дума о России» С.Н. Хохлов. Стихи. |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
Литература Кубани (9 часов).
11 КЛАСС.
«История Кубани» (17 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Кубань в XX веке – 17 часов. Кубань до Великой Отечественной войны
– 10 часов. |
|||
1. |
Вводное
занятие. Кубань на рубеже XIX – XX
вв. |
|
|
2. |
Экономика
Кубанской области и Черноморской губернии в начале XX в. |
|
|
3. |
Аграрная
реформа П.А. Столыпина и ее значение на Кубани. |
|
|
4. |
Буржуазно-демократические
революции и реформы. |
|
|
5. |
Гражданская война на Кубани. |
|
|
6. |
НЭП на Кубани. |
|
|
7. |
Противоречия
общественно – политической жизни. |
|
|
8. |
Индустриализация и коллективизация на Кубани. |
|
|
9. |
Сооружение
оросительных систем. |
|
|
10. |
Культура Кубани в 1-ые годы советской власти. |
|
|
Раздел 2. Кубань во второй половине XX века – 7
часов. |
|||
11. |
Краснодарский край в годы ВОВ (1941-1945 гг.). |
|
|
12. |
Оккупационный режим. |
|
|
13. |
Восстановление и развитие народного хозяйства. (1945 – 1953 гг.). |
|
|
14. |
Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953-1964 гг. |
|
|
15. |
Краснодарский край во второй половине 1964 - 1980-ых гг. |
|
|
16. |
Кубань на пути к гражданскому обществу (90-ые годы XX – по настоящие время). |
|
|
17. |
Итоговое повторение. |
|
|
«Искусство Кубани» (8 часов).
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа. |
|||
18. |
Художественная
культура Кубани( конец XX
– начало XXI в.) Краснодар – центр художественной культуры Кубани. |
|
|
19. |
Особенности современной городской архитектуры – соседство старинных и современных зданий. |
|
|
20. |
Фольклор в жизни современного человека. Кубанский казачий хор. |
|
|
21. |
Деятельность В.Г.
Захарченко по возрождению культуры Кубанского казачества. |
|
|
Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа. |
|||
22. |
Музыкальная жизнь города и края. Творческие портреты. |
|
|
23. |
Знаменитые творческие коллективы Кубани. |
|
|
24. |
Ансамбль народной песни «Криница». |
|
|
25. |
Концертная жизнь города и края. |
|
|
УРОК |
ТЕМА |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ДАТА |
26. |
Биологическая наука на Кубани. |
|
|
27. |
Селекция. Методы и формы селекции. |
|
|
28. |
Селекционеры Краснодарского края и их достижения. |
|
|
29. |
Особенности и качества жизни населения. Трудовые ресурсы Краснодарского края. |
|
|
30. |
Экологические проблемы малой Родины и пути их решения. |
|
|
31. |
Проектно – исследовательская деятельность учащихся. Пути решения экологических проблем (глобальных, региональных, локальных). |
|
|
32. |
Особенности Кубани как индустриально-аграрного края. |
|
|
33. |
Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности. |
|
|
34. |
Заключение. Итоговое занятие. Использование компетентности учащихся в решении практических эколого-экономических задач, актуальных для Кубани. |
|
|
|
Итого 34 часа. |
|
|
Биология (экология) Кубани (9 часов).