Тематическое планирование уроков Кубановедения 5-11 классы.

(учитель Волосатова З.В. МОУ СОШ №6 станицы Андрюки)

 

5 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

         УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Кубань в древний период. Основные этапы освоения территории Кубани древнейшим человеком – 5 часов.

1.

Вводное занятие. Древнейшие люди на Кубани.

 

 

2.

Эпоха камня на территории края.

 

 

3.

Неолитические стоянки на Кубани.

 

 

4.

Эпоха бронзы на территории края.

 

 

5.

Неоседлые племена Кубани.

 

 

Раздел 2. Основные этапы освоения и развития территории Кубани в ранней

железный век – 4 часа.

6.

Племена Кубани в эпоху раннего железа.

 

 

7.

Заселение Кубани в древности.

 

 

8.

Кочевые племена Кубанских степей.

 

 

9.

Скифы. Уклад жизни.

 

 

Раздел 3. Кубань в античный период- 4 часа.

10.

Кубань в античных легендах и мифах.

 

 

11.

Греческие колонии на берегах Азовского и Черного морей.

 

 

12.

Жизнь греческого полиса.

 

 

13.

Меото – сарматские племена в I тыс. до н.э.

 

 

Раздел 4. Боспорское царство- 4 часа.

14.

Расцвет и падение Боспорского царства.

 

 

15.

Культура Боспорского государства.

 

 

16.

Взаимовлияние эллинской культуры и традиций местного населения.

 

 

17.

Итоговое повторение

 

 

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство- 4 часа.

18.

Первые памятники искусства (архитектуры) на Кубани (VII вв. до н.э.).

 

 

19.

Дольменная археологическая культура.

 

 

20.

Памятники искусства племен, населявших Кубань в эпоху раннего железа.

 

 

21.

Скифский «звериный стиль» (выполнение эскизов).

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани -4 часа.

22.

История заселения Кубани и ее отражение в народном творчестве.

 

 

23.

Гимн Кубанских казаков «Ты, Кубань, ты наша Родина».

 

 

24.

Мир Кубанской народной музыки.

 

 

25.

Музыкальный фольклор Адыгеи.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

26.

Литературный язык и говоры, их основные различия.

 

 

27.

История возникновения кубанских говоров.

 

 

28.

Украинизмы и заимствования из северокавказских языков.

 

 

29.

Лексика кубанских говоров

 

 

30.

Лексика Кубанского жилища (экскурсия в музей).

 

 

31.

История местных географических названий.

 

 

32.

Диалектизмы в песенном фольклоре и художественных произведениях Кубани.

 

 

33.

Диалектные слова в Кубанском песенном фольклоре (в песнях, частушках, припевках, щедровках, колядках).

 

 

34.

Итоговое повторение.

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

Русский язык (кубанские говоры) (9 часов).

 

 

6 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. История Кубани в средневековый период - 5 часов.

1.

Вводное занятие. История Кубани в IVVI вв.

 

 

2.

Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ.

 

 

3.

Взаимовлияние традиционной Боспорской и кочевых культур.

 

 

4.

Хазарский каганат.

 

 

5.

Поход Святослава на Кубань.

 

 

Раздел 2. Тмутараканское княжество-5 часов 

6.

Тмутараканское княжество – самый удаленный юго-восточный форпост Киевской Руси.

 

 

7.

Занятия жителей Тмутараканского княжества.

 

 

8.

Тмутаракань после смерти Ярослава Мудрого.

 

 

9.

Материальная и духовная культура.

 

 

10.

Киевская Русь и Тмутараканское княжество.

 

 

Раздел 3. Кубань в XIIIXVII вв. – 7 часов.

11.

Нашествие монголов на Кубань. 

 

 

12.

Проникновение итальянского (генуэзского) купечества в Причерноморье в конце XIII  в.

 

 

13.

Итоги двухвекового владычества генуэзцев Севера – Западном Кавказе конец XIII конец XV вв.

 

 

14.

Северо-Восточное Причерноморье под властью Османской империи (конец XVXII вв.).

 

 

15.

Адыги. Русско-Адыгские связи XVI XVII вв.

 

 

16.

Правобережная Кубань в составе Крымского ханства.

 

 

17.

Итоговое повторение. История Кубани в эпоху средневековья.

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа.

18.

Искусство Северного Причерноморья в античные период. Шедевры Греческого искусства, найденные на территории Кубани.

 

 

19.

Знаменитые курганы Причерноморья.

 

 

20.

Искусство Северного Причерноморья в эпоху средних веков. Распространение христианства и художественная ценность археологических находок на Таманском полуострове.

 

 

21.

Памятники архитектуры черноморского побережья от Сочи до Джубги.

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа.

22.

Музыкальная жизнь дореволюционной Кубани.

 

 

23.

Жанровое богатство Кубанского фольклора.

 

 

24.

Обряды.

 

 

25.

Изучение народной культуры на Кубани.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел: Растительный и животный мир Кубани.

26.

Разнообразие представителей царства растение, грибов и животных.

 

 

27.

Многообразие природных сообществ и экосистем Кубани.

 

 

28.

Экологические взаимосвязи животных организмов.

 

 

29.

Биоиндикаторы загрязненности окружающей среды нашего района.

 

 

30.

Практическая работа «Организмы - индикаторы».

 

 

31.

Редкие и исчезающие виды растений.

 

 

32.

Редкие и исчезающие виды животных.

 

 

33.

Биологическое разнообразие растении и животных – основа устойчивого развития Кубани.

 

 

34.

Итоговое повторение

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

Биология Кубани (9 часов).

7 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Кубань на рубеже  XVIXVII вв. 5 часов.

1.

История Кубани на рубеже средневекового и нового времени.

 

 

2.

Освоение Кубани Русскими переселенцами в середине  XVII века.

 

 

3.

Казаки – некрасовцы на Кубани в начале XVIII века.

 

 

4.

Основные занятия и уклад жизни некрасовцев.

 

 

5.

Культура некрасовцев.

 

 

Раздел 2. Кубань в XVIII - начале XIV вв. 3 часа.

6.

Адыги и Ногайцы.

 

 

7.

Кубань в русско – турецких войнах XVIIXIV вв.

 

 

8.

Героические сражения в русско – турецких войнах на Кубани.

 

 

Раздел 3. Присоединение Прикубанья к России. 9 часов.

9.

Пожалования казакам Кубанских земель.

 

 

10.

Переселение казаков – черноморцев и линейцев.

 

 

11.

Основание Екатеринодара и 38 куреней (1-х станиц).

 

 

12.

Символика Кубани.

 

 

13.

Современный герб, флаг, гимн Кубани.

 

 

14.

Черноморцы и линейцы.

 

 

15.

Быт и культура адыгов и казаков.

 

 

16.

Культура казаков и хозяйственный уклад ногайцыв и адыгов.

 

 

17.

Развитие истории Кубани в новое время. Итоговое повторение

 

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа.

18.

Художественная культура Кубани конца XVIII     XX вв.

 

 

19.

Взаимодействие различных этносов. Костюмы кубанских казака и казачки.

 

 

20.

Екатеринодар – центр  культуры Кубанского казачества.

 

 

21.

Развитие жилой архитектуры, знаменитые архитекторы Кубани.

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа.

22.

«Рояль Скрябина»

 

 

23.

Музыка Кубанских композиторов для детей и юношества.

 

 

24.

«Певец родного края». Творческий портрет Г.М. Плотниченко.

 

 

25.

«Певец родного края». Кубанский казачий хор.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

26.

«Отличные люди, прославленный край». (В.М. Гончаров).

 

 

27.

К.А. Обойщиков,  В.П. Неподоба, В.Д. Нестеренко – творчество.

 

 

28.

«Кочеты генерала Суворова». (В.А. Попов).

 

 

29.

«Моя гордость, моя правда, моя сила, моя русская хата». (И.Н. Бойко).

 

 

30.

«Памятник поставят исполину – мальчику с винтовкою в руках» (В.Б. Бакалдин).

 

 

31.

«Если хорошо человеку, то хорошо и коню» (Н.С. Краснов).

 

 

32.

«Верю: встанет Русь из пепла» (В.А. Архипов).

 

 

33.

Страницы детства (проза, рассказы).

 

 

34.

Итоговое повторение

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

Литература Кубани (9 часов).

 

 

 

8 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Кавказ в международной политике. XVIII – первая половина XIXвв. 6 часов.

1.

Развитие истории Кубани в новое время.

 

 

2.

Культура и быт казаков и адыгских племен.

 

 

3.

Кубанские казаки в Отечественной войне 1812 г.

 

 

4.

Хозяйство и быт населения Кубани в XIX  в.

 

 

5.

Кавказ в международной политике. Кавказская война 1817  - 1864 г.г.

 

 

6.

Крымская война 1853 – 1856 г.

 

 

Раздел 2. Культура Кубани в XIX в. 4 часа.

7.

Декабристы на Кубани

 

 

8.

Просветительская деятельность декабристов на Кубани.

 

 

9.

Культура народов Кубани XIX в.

 

 

10.

Культура казаков, адыгов и ногайцев.

 

 

Раздел 3. Кубань в международной политике во второй половине XIX в.

 7 часов.

11.

Кавказская война на Кубани

 

 

12.

Формирование полиэтничного населения. Толерантность.

 

 

13.

Кубань 60-70 г.г. XIX в.

 

 

14.

Кубань во второй половине – конце XIX в.

 

 

15.

Хозяйственный уклад жизни населения Кубани.

 

 

16.

Просветители Кубани

 

 

17.

Итоговое повторение. Кубань в XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа.

18.

Искусство Кубани конца XIX – начала XX в.в.

 

 

19.

Просветительская и собирательская деятельность Ф.А. Коваленко.

 

 

20.

Архитектура Кубани и Екатеринодара.

 

 

21.

Стиль «модерн» в архитектуре Екатеринодара и других городов края конца XIX в.

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа.

22.

Песенное творчество композиторов Кубани.

 

 

23.

Музыкальный театр на Кубани.

 

 

24.

Хоровое творчество композиторов Кубани.

 

 

25.

Великая Отечественная война в музыке Кубанских композиторов.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

26.

Введение.

 

 

27.

Изменение компонентов природных комплексов человеком. Рельеф, полезные ископаемые, изменение литосферы человеком в своей местности.

 

 

28.

Влияние хозяйственной деятельности человека на объекты гидросферы своей местности и ее охраны.

 

 

29.

Растения и животные своей местности и условия их распространения.

 

 

30.

Условия образования почв и виды земельных угодий. Комплексный практикум.

 

 

31.

Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности. Формирование природных комплексов и их изменения под воздействием деятельности человека.

 

 

32.

Численность, динамика, естественное движение, состав населения. Миграции.

 

 

33.

Практическое исследование: «причины и пути решения экологических проблем в своей местности»

 

 

34.

Заключение. Географический портрет своей местности. Практическое исследование: «Достопримечательности моего населенного пункта».

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

География Кубани (9 часов).

 

9 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Кубань в конце XIX – 30 годы XX в. 9 часов.

1.

История Кубани на рубеже веков.

 

 

2.

Экономика. Сельское хозяйство. Железнодорожное и транспортное развитие Кубани.

 

 

3.

Революционные события на Кубани.

 

 

4.

События октября 1917 года.

 

 

5.

Гражданская война на Кубани.

 

 

6.

НЭП на Кубани.

 

 

7.

Индустриальное развитие Кубани. Кубань в 30 годы XX века.

 

 

8.

Коллективизация и развитие сельского хозяйства.

 

 

9.

Культурное строительство в 20-30 годы XX в.

 

 

Раздел 2. Кубань в годы ВОВ и послевоенный период. 5 часа.

10.

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 

 

 

11.

Битва за Кавказ.

 

 

12.

Партизанское движение.

 

 

13.

Восстановление и развитие народного хозяйства на Кубани в 1945-1953 гг.

 

 

14.

Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953-1964 гг.

 

 

Раздел 3. Кубань в 60 годы  XX в. – начале XXI в. 3 часа.

15.

Краснодарский край во второй половине 60-х  - начале 80 гг.

 

 

16.

Кубань: на пути от тоталитарного общества к демократическому ы 90 годы XX  – начало XXI вв.

 

 

17.

Перспективы развития Краснодарского края.

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа.

18.

Художественная культура Кубани на рубеже XIX – начале XX вв.

 

 

19.

Ф.А. Коваленко в первые послереволюционные годы и судьбы художественного музея.

 

 

20.

Художественная культура Кубани после 2-ой Мировой войны. (50-ые – 90—ые годы XX века). Освобождение Кубани и возвращение культурных ценностей на Кубань.

 

 

21.

Новые темы и поиски новых средств в выразительности в творчестве художественной интеллигенции.

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа.

22.

Музыка Г.Ф. Пономаренко

 

 

23.

Деятельность Г.Ф. Пономаренко на Кубани.

 

 

24.

Фортепианная музыка Кубанских композиторов.

 

 

25.

Образы Кубани и Краснодара в песни.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

26.

Формирование территории Краснодарского края.

 

 

27.

Административное устройство Краснодарского края.

 

 

28.

Ресурсы для развития. Разнообразие природных комплексов на территории края.

 

 

29.

Особенности и качества жизни населения. Трудовые ресурсы Краснодарского края.

 

 

30.

Природно-ресурсный и производственный потенциал Краснодарского края.

 

 

31.

Природно-хозяйственное районирование. Практическое исследование: Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей в своей местности.

 

 

32.

Географические особенности крупных природно-хозяйственных комплексов Краснодарского края.

 

 

33.

Экономические и культурные связи Краснодарского края. Место Краснодарского края в хозяйстве РФ.

 

 

34.

Заключение. Географический портрет Краснодарского края: анализ проблем и перспективы развития территории.

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

География Кубани (9 часов).

10 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

1.

Введение.

 

 

Раздел 1. Кубань в глубокой древности-1 час.

2.

Эпоха камня и бронзы на территории края.

 

 

Раздел 2. Кубань в период появления первых государств-6 часов.

3.

Греческие города – колонии.

 

 

4.

Боспорское царство.

 

 

5.

Меото – сарматские племена.

 

 

6.

Тмутараканское княжество.

 

 

7.

Генуэзские колонии.

 

 

8.

Адыгские племена.

 

 

Раздел 3. Кубань в XVII - XIX вв. – 9 часов.

9.

Начало заселения Кубани русскими поселенцами.

 

 

10.

Кубань во внешней политике России.

 

 

 

11.

Присоединение правобережной Кубани к Российской империи.

 

 

12.

Заселение и хозяйственное освоение края в конце XVIII – середине XIX вв.

 

 

13.

Декабристы на Кубани.

 

 

14.

Кубанская область во второй половине XIX в. Социальный состав населения.

 

 

15.

Сельское хозяйство, торговля, промышленность и транспорт.

 

 

16.

Культура и религия народов Кубани.

 

 

17.

Итоговое повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа.

18.

Кубань православная.

 

 

19.

Культовая архитектура Екатеринодара и края.

 

 

20.

Действующие храмы центра Кубани.

 

 

21.

Крупные духовные и образовательные центры Черноморья – монастыри Северного Кавказа.

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа.

22.

Кубань в симфонии.

 

 

23.

Духовная музыка Кубанских композиторов.

 

 

24.

Особенности музыкального языка духовных произведений.

 

 

25.

Отечественная поэзия в творчестве композиторов Кубани.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

26.

«Дай нам руку в непогоду» (А.А. Блок).

 

 

27.

Цикл стихотворений Кубанских поэтов об А.С. Пушкине.

 

 

28.

Создатель «Истории Кубанского казачьего войска» (В.И. Лихоносов).

 

 

29.

Переломные годы. (А.Д. Знаменский).

 

 

30.

Летописец судеб человеческих (М.А. Шолохов).

 

 

31.

В.Б. Бакалдин. Поэма «Самый первый».

 

 

32.

Мы и наше время. (Н.А. Зиновьев).

 

 

33.

На стыке веков.

 

 

34.

«Дума о России» С.Н. Хохлов. Стихи.

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

Литература Кубани (9 часов).

 

 

 

 

 

 

 

 

11 КЛАСС.

 

«История Кубани» (17 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Кубань в XX веке – 17 часов.

Кубань до Великой Отечественной войны – 10 часов.

1.

Вводное занятие. Кубань на рубеже XIX XX вв.

 

 

2.

Экономика Кубанской области и Черноморской губернии в начале XX в.

 

 

3.

Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее значение на Кубани.

 

 

4.

Буржуазно-демократические революции и реформы.

 

 

5.

Гражданская война на Кубани.

 

 

6.

НЭП на Кубани.

 

 

7.

Противоречия общественно – политической жизни.

 

 

8.

Индустриализация и коллективизация на Кубани.

 

 

9.

Сооружение оросительных систем.

 

 

10.

Культура Кубани в 1-ые годы советской власти.

 

 

 

Раздел 2. Кубань во второй половине  XX века – 7 часов.

 

11.

Краснодарский край в годы ВОВ (1941-1945 гг.).

 

 

12.

Оккупационный режим.

 

 

13.

Восстановление и развитие народного хозяйства. (1945 – 1953 гг.).

 

 

14.

Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие края в 1953-1964 гг.

 

 

15.

 Краснодарский край во второй половине 1964  -  1980-ых  гг.

 

 

16.

Кубань на пути к гражданскому обществу (90-ые годы XX – по настоящие время).

 

 

17.

Итоговое повторение.

 

 

 

 

 

«Искусство Кубани» (8 часов).

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

Раздел 1. Изобразительное искусство 4 часа.

18.

Художественная культура Кубани( конец XX – начало XXI в.) Краснодар – центр художественной культуры Кубани.

 

 

19.

Особенности современной городской архитектуры – соседство старинных и современных зданий.

 

 

20.

Фольклор в жизни современного человека. Кубанский казачий хор.

 

 

21.

Деятельность В.Г. Захарченко по возрождению культуры Кубанского казачества.

 

 

Раздел 2. Музыкальное искусство Кубани 4 часа.

22.

Музыкальная жизнь города и края. Творческие портреты.

 

 

23.

Знаменитые творческие коллективы Кубани.

 

 

24.

Ансамбль народной песни «Криница».

 

 

25.

Концертная жизнь города и края.

 

 

 

 

 

УРОК

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ДАТА

26.

Биологическая наука на Кубани.

 

 

27.

Селекция. Методы и формы селекции.

 

 

28.

Селекционеры Краснодарского края и их достижения.

 

 

29.

Особенности и качества жизни населения. Трудовые ресурсы Краснодарского края.

 

 

30.

Экологические проблемы малой Родины и пути их решения.

 

 

31.

Проектно – исследовательская деятельность учащихся. Пути решения экологических проблем (глобальных, региональных, локальных).

 

 

32.

Особенности Кубани как индустриально-аграрного края.

 

 

33.

Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности.

 

 

34.

Заключение. Итоговое занятие. Использование компетентности учащихся в решении практических эколого-экономических задач, актуальных для Кубани.

 

 

 

Итого 34 часа.

 

 

Биология (экология) Кубани (9 часов).

Используются технологии uCoz